Занятие конспект нетрадиционные техники изо старшая группа. Научить рисовать детей в старшей группе детского сада вам помогут нетрадиционные техники рисования. Рисование свечой или восковыми мелками

Конспект занятия по рисованию в старшей по нетрадиционной технике

(рисование на мокрой бумаге)

Тема "Дождик, дождик пуще!"

Воспитатель Потапенко Л.П.

Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: на мокрой бумаге кисточкой, красками, клейстером.

Задачи:

  1. Учить детей новой техникой рисования: капельки дождя – клейстером с помощью бутылочки, располагая их по всей плоскости листа; упражнять детей рисовании цветных полос кисточками на мокром листе.
  2. Развитие воображения, цветовосприятия, эмоций.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с краской, интерес к нетрадиционной технике рисования.

Предварительная работа: наблюдение за дождем в разное время года; рассматривание иллюстраций, картин русских художников; разучивание потешек, загадок, песенок, стихотворений; разучивание игр; рисование дождя пальцами, ватными палочками.

Способы рисования: на мокрой бумаге; клейстером.

Материал: белые листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, поролоновые губки, бутылочки с клейстером, влажные салфетки, палитры.

Ход занятия:

Дети на ковре

Воспитатель:

"Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

(ответы детей – дождь)

Какой бывает дождь? (ответы детей – холодный, теплый, сильный, грозовой, слепой).

Пальчиковая гимнастика "Солнце и дождик"

Дождик, дождик, веселей!

(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей!

(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи! (изображать "брызги")

Зря в окошко не стучи!

(правый кулачек стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)

Брызни в поле гуще (изображать "брызги")

Станет травка гуще. (скрестить ладошки, пальцы растопырены).

Воспитатель: Наши художники готовы? Занимаем места в художественной мастерской. Сегодня будем рисовать дождик. Но вначале нарисуем фон. Берем смоченную в воде поролоновую губку и смачиваем ей лист бумаги. Набираем по желанию любую краску на кисточку и проводим горизонтальные полосы, чередуя краску по цвету. Дети рисуют фон. Обращаю внимание на осанку детей, аккуратность в работе с краской и кистью. Пока работы детей подсыхают, предлагаю почитать стихи о дожде. Приступаем к рисованию дождя, дети берут бутылочки. Ребята, бутылочки непростые, они волшебные. В каждой бутылочке живут капельки – "капитошки". Выдавливаем по всему рисунку капельки клейстера. Подсыхая, капельки клейстера, создают иллюзию дождя. Работы выставляются на стенде, дети любуются своим творением.

Чтение стихотворения А. Мецгер

Небо грустное с утра,

Черной тучей хмурится,

Но не боится детвора,

Вновь бежит на улицу.

Дождик, дождик припусти!

Звонко раздается

По дороге босиком

Детвора несется.

Небо хмурится сперва,

Но не удержалось

И сквозь тучи, облака

Вдруг заулыбалось.

по нетрадиционной технике

(рисование на воздушных шарах фломастерами)

Тема "День рождения"

Воспитатель Потапенко Л.П.

Цель: развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование на воздушных шарах фломастерами.

Задачи:

  1. Учить детей рисовать на воздушных шарах фломастерами.
  2. Развивать воображение творческое, интерес, любознательность.
  3. Воспитывать желание создавать подарки своими руками.

Предварительная работа: надувание шаров, игры с шариками, рассматривание на них рисунки, украшение группы воздушными шарами в праздники; разучивание загадок и стихотворений; беседы о том, каким рисунком можно украсить шарик, как шар использовать: подарить, украсить комнату и т. д.

Способ: рисование на воздушных шарах фломастером.

Материал: надутые воздушные шарики разного цвета, на каждого ребенка, коробки с фломастерами.

Ход занятия:

Дети на ковре.

Воспитатель: В день рождения, что вам дарят? Вы получаете разнообразные подарки. Это здорово.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка

Он улетит под облака.

(ответы детей – воздушный шарик).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нашей куклы Кати день рождения. Катя ждет подарки. Подарим ей воздушные шарики? На шарике вы нарисуете свои пожелания. Рисовать будете фломастерами.

Игра " Веселые человечки"

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки:

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Дети ритмично хлопают.

Ритмично пожимают плечами.

Выполняют ритмичную пружинку.

Ритмично потряхивают головой.

Ритмично притопывают ногами.

Наши художники готовы? Занимаем места в художественной мастерской. Что вы должны нарисовать на шариках? (ответы детей – пожелания). Прохожу по рядам, дети на ушко мне говорят, что будут рисовать. В процессе рисования помогаю советом, подсказываю, как правильно держать фломастер, обращаю внимание на осанку. В конце занятия воздушные шары собираем в общую связку.

Дарим кукле.

Читаем стихотворение.

Подарю почти мечту,

Легкую, воздушную.

Ты держи охапку ту,

Красоту приличную.

Много красочных шаров

Долго рисовали,

Радость мы в глазах твоих

Точно ожидали

Мы уйдем, ну а шары

Останутся с тобою. Радость принесут они

Хоть и невесомы.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

По нетрадиционной технике

(рисование по мокрому фону)

на тему "Небо, а какое, оно"

Потапенко Л.П.

Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования "по мокрому фону".

Задачи:

1. Учить детей рисовать небо, используя технику "по мокрому фону"; обратить внимание на то, что небо бывает разное: черное, алое, синее, красное.

2. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику.

3. Любознательность, художественный вкус, аккуратность.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках за небом, составление описательных рассказов; разучивание загадок, стихотворений, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, рассматривание иллюстраций и слайды картин: художников А. Саврасова "Закат над болотом"; С.И.Василевского "Околица", "Казачья левада"; К.Юона "Мартовское солнце"; А.Куинджи "После дождя", "Радуга"; К.Юлий "Зимний закат в еловом лесу".

Материал: листы белой бумаги, акварельные краски: синяя, желтая и красная; баночки с водой, кисти, поролоновые губки, влажные салфетки, палитры.

Способ: по мокрому фону.

Ход занятия:

Дети - на ковре

"Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть – чуть голубоват,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий – синий.

(ответы детей – небо)

Бесконечное, глубокое и такое далекое небо. Дотянуться до него мечтает каждый. Все любят восторгаться красивыми рассветами и закатами, убегающим вдаль горизонтом и безбрежной глубиной синевы.

Физкультминутка

Солнце спит и небо спит,

(ладони - к левой и правой щекам)

Даже ветер не шумит.

(качаем поднятыми вверх руками вправо и влево)

Рано утром солнце встало,

(подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало

(руки подняли вверх, сделали огоньки)

Вдруг повеял ветерок

(поднимаем руки вверх и опускаем вниз)

Небо тучей заволок.

(закрываем руками лицо)

И деревья раскачал

(Наклоны туловища вправо и влево)

Дождь по крышам застучал,

(прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыше

(хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже.

(наклоны туловища вперед)

Вот и спряталось за тучи,

(присели)

Ни один не виден лучик.

(встали, руки спрятали за спину)

Воспитатель: Предлагаю художникам занять места в художественной мастерской. Сегодня мы будем учиться рисовать небо, способом "по мокрому фону" поэтапно. Будьте очень внимательны. Смочите бумагу мокрой губкой и подождите, пока вода впитается. Нанесите несколько больших мазков желтой краской, разведенной водой, старайтесь проводить легкие линии. Наберите на кисточку достаточное количество разведенной водой синию краску и начинайте рисовать верхний контур облаков. Чтобы мазки получались легкими и естественными, используйте лучше плоскую сторону кисти. Продолжайте рисовать голубое небо, обозначая нижний контур облаков, а также изображая отдаленные облака и линии горизонта. Сейчас, когда бумага в области облаков еще влажная, можно прорисовать некоторые тени. Для этого сделайте несколько легких мазков, смешивая два цвета: синий и красный. Оказываю помощь советом, как правильно держать кисть, смочить бумагу, соблюдать аккуратность при рисовании.

Подводим итог: молодцы все постарались, но от вашего настроения небо получилось разное (грустное, веселое, темное, светлое), как у настоящих художников.

Стихотворение Т. Гетте

До чего же глубока

Неба синяя река!

Но по ней плывут отважно

Птицы, солнце, облака…

Не решаюсь я одна…

Говорят, никто на свете

У нее не видел дна!

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

По нетрадиционной технике

(печатание пальцами и ладошкой

Тема "Веселое лето"

Потапенко Л.П.

Цель:

Задачи:

1.Учить детей отражать в рисунке признаки лета, используя нетрадиционную технику рисования (пальчиками и печатать ладошками).

2.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, мелкую моторику.

3. Воспитывать любовь к природе, доводить работу до конца.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток по теме "Времена года", "Лето"; чтение рассказов, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание репродукций: И. Шишкина "Корабельная роща", "Дождь в дубовом лесу", "Утро в сосновом бору"; В. Серова "Заросший пруд"; И. Грабарья "Березовая аллея"; фотографии отдыха с родителями.

Материалы: краска гуашь, листы бумаги, баночки с водой, салфетки.

Способ: печатание пальцами и ладошкой.

Ход занятия:

Дети на ковре

Воспитатель загадывает загадку:

Солнце печет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (ответы детей – летом)

Правильно – летом. Где вы были летом? (ответы детей – в деревне, на море, на даче). Что вы делали летом? (ответы детей – загорали, купались в реке, море, на велосипеде катались, ягоду собирали). Какие приметы характерны для лета? (жаркое солнце, птицы песни поют, насекомых, цветов, зелени много, идут теплые дожди, часто бывают грозы). Лето особенное время года. В это время художники пишут свои картины на природе и о природе.

Подвижная игра "Солнце и дождь".

Подготовим пальчики к рисованию.

Пальчиковая гимнастика "Солнышко"

Свети, свети, солнышко (скрестили руки)

На зеленое полюшко,(загибание пальцев по одному)

На высокую пшеницу,

На чистою водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Руки подготовили, можно занять места в художественной мастерской. Дети – (художники), вы должны нарисовать запоминающие события летнего отдыха. Рисовать будете пальцами и ладошками. Напоминаю, что рабочее место содержать в чистоте. Если возникнет необходимость подрисовать, то можно пользоваться ватными палочками. Не забывать при смене краски, мыть руки в тазике или протирать влажными салфетками.

В конце занятия подводим итог. Как здорово было летом!

Чтение стихотворения "Я рисую лето"

Я рисую лето –

А какого цвета?

Красной краской –

Солнце,

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий,

А какую краску

Я оставлю туче?

Я рисую лето –

Очень трудно это.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

по нетрадиционной технике

(печатание поролоном, ватными палочками, кисточкой)

На тему "Плюшевый мишка"

Потапенко Л.П.

Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, освоить новый способ рисования поролоном.

Задачи:

  1. Учить детей рисовать новым способом – поролоном.
  2. Упражнять детей рисовать контур медвежонка ватной палочкой в центре листа, крупно, с натуры.
  3. Развивать творческое воображение.
  4. Воспитывать проявления чувств: радости, удовлетворения, восхищения.

Предварительная работа: рассматривание меховых игрушек, составление описательных рассказов; разучивание загадок, стихотворений, подвижных игр, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, рассматривание иллюстраций и картины художника И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Материал: листы тонированной бумаги, краски, кисточки, баночки с водой, влажные и сухие салфетки, ватные палочки, меховая игрушка медвежонка.

Способы: рисование контуров ватными палочками, заполнение – рисование поролоном, тонкой кистью.

Ход занятия

/Дети - на ковре/

Предлагаю поиграть в игру "Мишка с куклой бойко топают"

Мишка с куклой бойко топают

Бойко топают посмотри!

(дети стоят в кругу, руки на поясе, делают притопы правой ногой)

И в ладоши звонко хлопают.

Звонко хлопают: раз, два, три!

(хлопки в ладоши)

Мишке весело, Мишке весело.

Вертит Мишка головой.

(руки на поясе, повороты головы вправо – влево)

Кукле весело, тоже весело

Ой как весело, ой, ой, ой.

(хлопки в ладоши)

Восп.: Ребята, расскажите какая у вас любимая игрушка? (ответы детей). Когда я была маленькой, у меня тоже была любимая игрушка.

Отгадайте загадку.

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (ответы детей - медведь).

Стук в дверь, появляется игрушка – медвежонок, здоровается с детьми и просит их нарисовать его портрет.

Для того чтобы нарисовать портрет, нам надо внимательно рассмотреть тебя. Из каких частей состоит наш гость? (ответы детей – головы, туловища, и 4-лап). Какую форму имеет голова? Туловище? Лапы? Уши? Какой он на ощупь? (ответы детей – он мягкий, сшит из меха). У меня есть уже нарисованный контур медвежонка. Как вы думаете, с помощью чего был нарисован контур? С чего нужно начинать рисовать медвежонка? А потом? (ответы детей – ватными палочками, рисуем с головы, туловище и т.д.). Шерстку медвежонка будем рисовать кусочком поролона.

Показ воспитателя и объяснение. Берем кусочек поролона обмакиваем его в коричневую краску и окрашенной стороной прижимаем слегка к нарисованной линии головы. Следующий отпечаток накладываем рядом. Вначале нужно отпечатать по контуру, а потом внутри. Для того чтобы начать рисовать, нужно подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Медвежонок в гости шел

К рыжей белки он зашел,

И на озеро к бобру.

И к ежу зашел в нору,

Даже к мышке

Заходил наш Мишка!

(Кончик большого пальца руки поочередно касается кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного и мизинца. Движения выполняются одновременно пальцами правой и левой рук).

Художники занимают места в мастерской и приступают к рисованию портрета. По ходу деятельности, советую не набирать слишком много краски, слегка касаться поролоном поверхности, протирать руки салфеткой, соблюдать чистоту на рабочем месте. В конце занятия подвожу итог, "устами" игрушки – медвежонка. Портреты получились чудесные. Медвежонок благодарит детей.

Конспект по рисованию в старшей группе

по нетрадиционной технике "набрызг"

Тема "Осень в гости просим"

Воспитатель Потапенко Л.П.

Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, отражая в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.

Задачи:

1. Упражнять детей рисовать дерево, используя различные способы (пятно, замкнутое контуром, изображенное кулачком, ладошкой); учить разбрызгивать капли краски с помощью зубной щетки и стеки.

2. Развивать эмоционально – эстетические чувства, воображение.

3. Воспитывать чувство красоты осеннего пейзажа; доводить начатую работу до конца.

Предварительная работа: чтение стихов русских поэтов; рассматривание репродукций И.Левитана "Золотая осень"; В.Паленова "Золотая осень"; слушание музыки П.И.Чайковского "Времена года"; наблюдения на прогулке листопада.

Материал: листы бумаги, краски, зубные щетки, стеки, кисточки, баночки с водой, влажные салфетки.

Способы: набрызг, рисование деревьев кулачком, ладошкой, пальчиковая живопись при изображении плодов.

Ход занятия:

/ Дети - на ковре/

Перед ними на мольберте две картины. Картину И. Левитана дети знают, их вниманию представлена новая репродукция "Осень золотая" И. Остроухова. Под звуки музыки читаю стихотворение А.Толстого "Осень"

Вопросы к детям:

Какое время года описал А.Толстой в этом стихотворении?

Что изобразил на своей картине художник И.Остроухов?

Обращаю внимание детей на передний план картины. Какими красками нарисовал художник деревья? Листья? Какая цветовая гамма подобрана теплая или холодная? Сравните эту картину с пейзажем И. Левитана. Осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник – человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах.

Сейчас вы превратились в художников. Займите свои места в художественной мастерской и подготовим руки для работы.

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал

(Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Поочередно загибают пальцы на руке)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку. (Встряхивают кистями рук)

Воспитатель: Ребята, как вы изобразите дуновение ветра? Листопад? (ответы детей). Можно попробовать интересный способ – набрызг: делаю показ. Дети рисуют деревья разными способами. В процессе деятельности обращаю внимание на осанку, оказываю помощь советом, делаю дополнительный показ.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

По окончании все осенние пейзажи объединяем в один в общий, получается осенний лес. После занятия дети рассматривают репродукции картин И. Грабаря "Осенний день", В. Бальницкого–Бируля "Осенний ветер", И. Горлова "Осень" и сравнивают со своими осенними пейзажами.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

по нетрадиционной технике (кляксография)

Тема "Чудесные превращения кляксы"

Воспитатель Потапенко Л.П

Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Учить детей рисовать деревья способом кляксографии, закрепить знания детей о технике выдувания и печатания; упражнять в знании цвета красок.
  2. Воспитывать интерес к экспериментированию; чистоте и аккуратности при работе с краской и инструментами.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, загадок о кляксе, рассматривание иллюстраций художников Эрика Булатова и Олега Васильева, разучивание игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики.

Материал: листы тонированной бумаги, маленькие листы белой бумаги,

Краски гуашь, баночки с водой, кисти, влажные салфетки.

Способы: кляксография, тычка.

Ход занятия:

/Проводим на ковре/

Воспитатель - Дети, отгадайте загадку.

Что за небылица

Уселась на странице:

Черная лохматая,

Промокашкою прижатая.

Уселась на листочке,

Закрыла собой строчки.

(ответы детей – клякса)

Молодцы, это клякса.

Ребята, взгляните на эти иллюстрации. Как вы думаете, что помогло Эрику Булатову и Олегу Васильеву создать образ дремучего леса? (Ответы детей)

Правильно! Кляксы! Кляксы бывают разные: страшные и милые, злобные и добрые. Все зависит от фантазии художников.

Занимаем места в художественной мастерской.

Ребята, сегодня при помощи клякс будем создавать различные образы деревьев. Нам помогут краски. На середину листа ставим большую кляксу и начинаем дуть. Дуем таким образом, чтобы клякса росла вверх, превращаясь в дерево. Пока работа подсыхает, скомкаем листок бумаги. Обмакнем в краску по желанию детей (зеленую или желтую, или красную) и затем начнем печатать листочки на дереве, травку, солнышко. Таким образом, только с другими скомканными листочками бумаги, дети могут напечатать облака и т.д.

Дыхательная гимнастика.

Игра "Мяч в ворота"

Ребенку предлагается подуть на бумажный мяч так, чтобы загнать его в ворота; с целью формирования длительного плавного выдоха.

В процессе выполнения работы слежу за осанкой детей, оказываю помощь советом.

Физкультминутку:

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Подведение итога занятия. Какой красочный сказочный лес получился у детей.

Чтение стихотворения Д. Чиарди "О том, кто получится из кляксы"

Вчера

Принесла мне в подарок сестра

Бутылочку

Черных – черных чернил

Я стал рисовать,

Но сразу с пера

Кляксу огромную уронил

И расплылось на листе пятно.

Стало помалу расти оно:

Слева – хобот,

А справа- хвост

Ноги как тумбы,

Высокий рост.

Я немедленно к черной туше

Пририсовал огромные уши.

И получился конечно, он –

Вы угадали-

Индийский …(слон)

Воспитатель: В следующий раз вы будете рисовать сказочных животных.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

по нетрадиционной технике

(печатание)

Тема "Сказочные листочки"

Воспитатель Потапенко Л.П.

Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Учить детей рисовать деревья способом печатания; наносить краску кисточкой на листья; держа за черенок, прикладывать к листу тонированной бумаги окрашенной стороной.
  2. Развивать эстетическое восприятие.
  3. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям в природе; чистоту и аккуратность при рисовании.

Предварительная работа: разучивание песен об осени, слушание музыки П.И. Чайковского; чтение стихотворений, загадок; рассматривание иллюстраций, картин художников: Левитана "Золотая осень", И Бродской "Опавшие листья", В Поленова "Золотая осень"; разучивание игр, физкультминуток, пальчиковую гимнастику); сбор листьев).

Материал: листья деревьев, краски гуашь, баночки с водой, кисти, влажные салфетки, листы белой и тонированной бумаги.

Методы: печатания, тычка.

Ход занятия:

/Проводим на ковре/

Дети, отгадайте загадку.

Все лето зеленели, шелестели,

А пришли ветра и холода –

Пожелтели, покраснели

и облетели. (Ответы детей)

Правильно, это осенние листочки. Сейчас мы с вами поиграем в игру "С какого дерева листочки?".

Ребята, на прогулке вы собирали осенние листочки. Для чего вы их собирали? (Ответы детей, для гербария, аппликации).

На тарелочках перед вами лежат листочки, они с разных деревьев. Возьмите в руки по листочку и рассмотрите внимательно их.

На что похож листочек? (ответы детей).

Молодцы ребятки! Листочки похожи на маленькие деревца. В середине листочков проходит большая прожилка. Она будет у наших деревьев, чем? (ответы детей – стволом). От основной прожилки отходят в разные стороны маленькие. С чем мы их можем сравнить? (ответы детей – ветками).

Ребята, листочки у нас волшебные, на протяжении нашей деятельности, они будут превращаться в деревья. Показ воспитателя. Берем листок, кладем его на белый лист бумаги и с помощью кисти наносим краску, не оставляя пустых мест. Аккуратно берем листок за черенок, осторожно переносим и переворачиваем его на тонированную бумагу, прижимаем, стараясь не сдвинуть. Этот прием рисования называется печатание. Затем берем за черенок листочек, снимаем его и убираем на поднос. Какой прием рисования можно использовать при изображении падающих листьев? (ответы детей – прием тычка).

Занимаем места в художественной мастерской и подготовим наши пальцы для рисования.

Пальчиковая гимнастика

"Осенние листья"

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальцы, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем (пальчики "шагают" по столу)

Повторение работы детьми, как волшебные листочки будут превращаться в осенние деревья. В процессе рисования необходимо напоминть детям об осанке, об использовании влажных салфеток, помогать советом в затруднении. В конце деятельности подведение итога: «Какой волшебный осенний получился лес?»

Чтение стихотворения "Нельзя нам на свете прожить без чудес" М. Сидорова

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит

Такая красивая это пора

Пришла к нам опять

Чудо – Осень.


Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать! Здравствуйте, мои дорогие друзья и случайные гости блога! С вами Сухих Татьяна, а тема моей статьи – нетрадиционное рисование в старшей группе. Возможно, кто-то упрекает детские сады в консерватизме, мол, применяются устаревшие методики обучения изобразительному искусству, сюжеты, которые предлагаются детям для рисования, лепки и аппликации – примитивные и несовременные…

Что ж, в этом есть доля правды, мы, педагоги-дошкольники, согласны, что программу пора менять. Но хочу защитить наш «консерватизм» – есть проверенные десятилетиями приемы и практики, которые действительно работают, даже применимо к теперешним интерактивным деткам. А, кроме того, мы в садике стараемся максимально разнообразить совместную деятельность и внести в конспекты занятий что-то нестандартное.

А нетрадиционные техники ИЗО – один из способов вырастить творчески развитого человека.

Так, что касается нестандартных методов рисования, мне лично точно нужно посетить вебинар (и вам советую), который посвящен классическим и нетрадиционным материалам в детском изобразительном творчестве. Тем более, что «УчМаг» предлагает заманчивую акцию – пополнение личного счета и оформление специального сертификата участника вебинара.

Из литературы я бы порекомендовала пособие Г.Н. Давыдовой «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», купить которое можно на «Озоне» или в «УчМаге». Это хорошая методичка, по которой можно составить грамотный и интересный конспект по нетрадиционному рисованию в старшей группе, как раз в нашу тему. Родителям тоже пригодится эта книжечка, в ней есть отличные материалы о нестандартных приемах применения красок и подручных предметов.

Превосходным подарком для деток станет набор «Я рисую без кисточки» – здесь есть краски, разные ролики, штампы, шпатели, дизайн-блокнот. Недорогой, но классный набор, который поможет вашему ребенку стать более смелым в творчестве, креативным, как теперь говорят.

Какие существуют нетрадиционные способы передачи изображения?

Следует заметить, что непривычные способы рисования крайне важно применять для деток, отстающих в развитии. Они не особенно любят рисовать, но для них чрезвычайно полезно заниматься творчеством. Поэтому следует показать малышу, что существует множество способов изобразить что-то на бумаге. Помните, что ребенок нуждается в обучении, не жалейте времени на то, чтобы показать деткам, как можно рисовать, используя подручные предметы.


Любовь к искусству, привитая малышам в раннем возрасте, поможет им вырасти разносторонними личностями.

Итак, нетрадиционное рисование в старшей группе, а впрочем, и для других возрастных групп, предусматривает применение таких техник:

  • Живопись пальчиками – если маленькие детки просто любят макать пальцы в жидкость и возить по бумаге, то дети постарше уже делают сложные узоры или сочетают пальчиковую технику с другими методами. При этом старшие дети каждый палец макают в краску другого цвета и стараются не пачкать белый лист бумаги, а ставить оттиски аккуратно. Если поставить отпечаток целой ладони, то затем из полученного отпечатка можно прорисовать много разных персонажей.


  • Рисование тычками – для этого берется либо специальная кисть с остриженным ворсом или ватные палочки. Можно рисовать с применением воды либо сухим тычком. В последнем случае красиво получаются «пушистые» линии.
  • Оттиски листьями – здесь в качестве штампа используется настоящий листочек с дерева, лучше высушенный. Краска наносится поверх листочка, который затем аккуратно прижимается к бумаге. Эту технику можно применять для создания красивейших осенних пейзажей.
  • Занятие по нетрадиционному рисованию в старшей группе невозможно представить без кляксографии – любимый вид творчества детей. Это просто: ставим кляксу краской, берем трубочку для напитков и дуем через нее на кляксу, раздувая краску в разные стороны. Особенно интересно додумывать, что можно дорисовать, чтобы из кляксы получился кто-то или что-то.


Еще можно капнуть кляксу, сложить лист пополам и получить зеркальное отображение, уникальной формы.

Также используют нитки для кляксографии – смачиваем сложенные нити в краски разных цветов, кладем на бумагу, складываем ее пополам или кладем сверху другой лист бумаги и вытаскиваем ниточки из-под бумаги.

Дополнительные нестандартные техники

  • Оттиски – здесь вариантов множество. Оттиски ставятся практически любыми предметами: пробками, картофелиной, скомканной бумагой, поролоном и всем, что имеет интересную текстуру.
  • Трафареты – есть готовые трафареты, можно сделать своими руками. Но в любом случае техника очень интересная, но требует сноровки.
  • Мокрая живопись – рисуем или по предварительно смоченному листу бумаги или готовый рисунок опускается на пару секунд в тазик с водой. Получается очень красиво!
  • Рисование зубной щеткой – набрызг. На щетку наносится краска и палочкой сбрызгивается на лист бумаги. А еще зубной щеткой можно рисовать картины, изображая траву, шерсть животных и т.п.


  • Монотопия –прикольная техника, все ее знают. Берем лист бумаги, сгибаем пополам. Затем на одной половине рисуем красками рисунок или элемент, сгибаем листок, получаем зеркальное отображение. Так можно рисовать водные пейзажи. А еще можно по-другому: наносим рисунок на клеенку, а потом прижимаем клеенку к бумаге. Чудесно выходит!
  • Граттаж – нечто похожее на гравюру. Рисуем по белой или цветной бумаге хаотичные мазки. После высыхания поверхность натираем воском. Далее закрашиваем полностью черной гуашью. Затем процарапываем рисунок шпажкой.
  • Пластилинография – рисование растопленным пластилином.
  • Витраж – на бумаге рисуется эскиз, можно графичный. Потом по контуру наносим слой ПВА, даем просохнуть. Далее пространство внутри контура разрисовывается как в витраже.
  • Рисование песком, солью, обрывками бумаги. Сначала рисуем на листе бумаги клеем ПВА, потом сверху присыпаем сыпучим материалом, лишнее стряхиваем. Поверх рисунка можно еще рисовать красками, получится очень необычно.


  • Нетрадиционная техника рисования в старшей группе включает также шаблонографию. Берем различные предметы и обводим их по контуру, подбирая форму так, чтобы в итоге получился задуманный предмет.
  • Рисование разными предметами: соломкой для напитков, одноразовыми вилками, плоской расческой, зубной щеткой, деревянными палочками и т.п. Густые краски можно наносить на бумагу шпателями, валиками, просто пальцами, о чем я уже говорила.

Интересно, а как вы рисуете с детками? Возможно, у вас есть личная запатентованная техника рисунка? Поделитесь с нами?

Муниципальное образование «Кабанский район»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конспект ООД

Нетрадиционное рисование

«Таинственное послание»

старшая группа

п. Каменск

2018 год

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью, клеем, акварелью.

Задачи:
Образовательные:

    формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

    учить детей наблюдать и проводить экспериментирование при использовании нетрадиционной техники рисования с помощью акварельных красок и соли, делать выводы.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к природе.

Развивающие:

    развивать эстетическое восприятие и воображение;

    вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке;

    продолжать развивать навыки экспериментирования.

Материалы для занятия : презентация с фотографиями морозных узоров на стеклах (если негде посмотреть узоры на окнах) ; альбомные листы в форме окна, клей ПВА в баночках с дозатором, соль крупная, поваренная, кисть, стаканчик с водой, салфетка, клеёнка (на каждого ребёнка).

Организационная часть

Воспитатель: Ребята, представляете, к нам пришло письмо одно, было странное оно. Вместо марок – три снежинки, не конверт – узор на льдинке. То письмо не на листке, а на вашем, на окне. Посмотрите, пожалуйста, на окно. Прочитать стихотворение.

Мороз узором по стеклу ползёт

И кружева плетёт без спиц умело.

Вот чудо – сказка на окне растёт –

Фантазию зима внедряет смело!

Ты окон двух похожих не найдёшь.

На каждом свой рисунок – персональный.

И каждый вид по-своему хорош!

Мороз – художник очень уникальный!

Сильнее чем мороз – тем сказочней узор!

Ты только всё увидеть постарайся!

Расправь ты крылья, ощути простор

И в сказке очутиться попытайся!

Как вы думаете, кто нам написал это письмо на окне? (ответы детей) Вы правы – эти замечательные узоры на нашем окне - послание от Деда Мороза . Что же он зашифровал в этих узорах? Давайте рассмотрим поближе (дети подходят к окну и рассматривают узоры, высказывают свои предположения).

Воспитатель : Молодцы, дети, много чего вы увидели в узорах, нарисованных Дедушкой Морозом. А хотите, вам расскажу, что я увидела в морозных узорах? Посмотрите, какие красивые веточки-травинки, белые снежинки, завитушки и крючочки студеные нарисовал добрый волшебник Мороз. Дедушка Мороз пишет , что это он деревья прикрыл и украсил снежными шапками, на ёлочки надел меховые варежки, узорами морозными расписными украсил окна домов. Пишет он, что много работает, старается, но не успевает разукрасить все окна, во всех домах. Ведь окон много, а он, Дед Мороз один. Но хочется ему, чтобы все вокруг любовались морозной красотой. И поэтому просит вас помочь ему нарисовать разные морозные узоры на окнах. Поможем, ребята? (ответы детей)

Воспитатель : А я научу вас рисовать такие узоры, чтобы они были очень похожи на настоящие, необычным способом – акварельной солевой живописью, то есть клеем, солью и акварелью . Хотите? (ответы детей)

Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка:

На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома папе, маме.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Практическая часть

Воспитатель : Ну вот, немного отдохнули, а теперь начнем разукрашивать наши окна. П оказать последовательность выполнения работы, приемы рисования клеем различных узоров из точек , линий и веточек.

На мокрую поверхность нашего окна наносим сочетающиеся между собой акварельные краски холодных цветов (фиолетовой, синей, голубой), которые распределяем плавными переходами. Делать это нужно быстро и брать как можно больше воды. После чего на цветной фон начинаем сыпать соль, благодаря которой краска сворачивается в крапинки. Затем, контурным рисунком, наносим клей, в виде морозных узоров (веточек, травинок, завитков, снежинок и т.д.), и снова засыпаем нарисованные узоры солью. Клеевые узоры получаются выпуклыми. Излишки соли нужно будет стряхнуть после полного просыхания рисунка.

Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает помощь (индивидуальная работа) , предлагает прерваться на пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. "Идём" по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили, "Лепим" комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались, Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Творческая работа детей.

Итог занятия :

Воспитатель : Давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы с вами сегодня смогли прочитать послание Дедушки Мороза, и сами стали волшебниками, рисующими морозные узоры.

Волшебник-художник застыв у стекла,

С любовью своей рисовал,

И дивный рисунок в проеме окна

На память зиме посылал.

Я так люблю рассматривать узор,

Он очень тонок, индивидуален...

Всё то, что на стекло нанёс мороз,

Всё так загадочно...полно различных тайн.

Спасибо вам за помощь, за такие красивые узоры на окнах. Я думаю, Дедушке Морозу они очень понравятся. Отметить в каждой работе наиболее удачный элемент . Ребята, посмотрите, и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным) Что напоминают крупинки соли? (снег, иней) Что происходит с солью, если её насыпать на цветную акварельную воду (при попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент, поэтому вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы). Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?(акварельная солевая живопись)

Валентина Гарныш

Одним из основных видов деятельности детей , посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад, во всех возрастных группах является рисование . Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка .

Опыт работы с детьми в детском саду показал : рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей , а особенно нетрадиционное , дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования , который, сопутствуя традиционным способам рисования , творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами , дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать . Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!» .

МОНОТИПИЯ

Материал : краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь : что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это лес в отражении воды!

Кляксография с использованием нити

Материал : трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Нетрадиционная техника рисования , фото которой представлено вашему вниманию, тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Например, вот эту кляксу нужно нарисовать в обязательном порядке округлой формы. Используя на занятиях техники нетрадиционного рисования , открываются широкие возможности для детской фантазии.

МЯТАЯ БУМАГА

Материал : бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок . Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.


Материал : старые зубные щетки , гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.


Рисунок точками

Материал : ватные палочки, гуашь, бумага.

Ход работы:

Техники нетрадиционного рисования очень нравятся детям. Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся ватные палочки и на белый лист бумаги наносятся точки.

вышеперечисленные техники рисования очень нравятся детям. Они становятся более расслабленными, проявляют фантазию и творческий подход к рисунку.


Публикации по теме:

Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы работы с красками развивают пространственное воображение и неординарное мышление.

Тема проекта: «Нетрадиционные способы рисования для детей второй младшей группы». Составители проекта: Воспитатели МДОУ №72 Кришталь Мария.

Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования - пуантилизм Введение Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным.

Конспект занятия с применением техники нетрадиционного рисования «отпечатки пальчиками» для детей младшей группы «Рыбка» Цель: - упражнять детей в технике нетрадиционного рисования "Отпечатки пальчиками" - активизация и пополнение словаря ребенка. - развитие.

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.