Консультация для родителей " секреты общения с ребенком в семье". Родительское собрание "учим ребенка общаться" Консультация правила общения с ребенком

УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ. Советы для родителей.

Потребность в принадлежности. Четыре объятия в день. Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка? Примеры.
Правила активного слушания.
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни."Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах:
«Как хорошо, что ты у нас родился»,
«Я рада тебя видеть»,
«Ты мне нравишься»,
«Я люблю,
когда ты дома»,
«Мне хорошо, когда мы вместе...».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между
прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием".
Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Например:
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА:Ты очень огорчен и рассержен на него.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА:Тебе она очень не нравится.
Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
- Ну ничего, поиграет и отдаст...
- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
Правила "активного слушания"

Во-первых , если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор и т д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и
самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Во-вторых , если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Например:

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
- А что случилось?
- Ты что, на него обиделся?

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых , в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли,
случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Например:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу...
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства)
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает.

Желаю всем успехов в построении доброжелательных отношений с ребенком!

Консультации для родителей

«Как правильно общаться с ребенком»

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, приказы, наказания; часто родители пользуются негативными установками, не думая о последствиях. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважение, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Существует проблема гражданской и коммуникативной компетентности общества. В связи с этой проблемой предлагаем вниманию пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа – просьба . Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором? » а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения – активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной норме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно» Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие – ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.

Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива. Чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получать награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кофе – мороженное, музей, на экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и тому подобное.

4. Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.

5. Вместо наказания и угрозы – время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм – аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитым ребенком. Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм – ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм – аута снова повторите свою просьбу. Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше. Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем, поможем ребенку стать успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем.

Но так, же помните, очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребенка «всему и быстро» лишь пробудит защитную реакцию его личности.

Ребенок приходит в мир со своей собственной программой, и ваши воспитательные усилия могут либо помочь ему проявить все, что заложено «свыше». Либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребенок, выросший в благоприятных условиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимости подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребенку сотрудничать. Беседовать, учиться, устанавливать стабильные отношения любви и привязанности с окружающими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро развивается. Он пребывает в блаженном неведении об опасностях окружающего мира и поэтому легко идет вперед, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребенку возможность самому выбирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребенок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой – конформистом.

Ребенок, смотрящий на мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную, почву, способствующую его росту.

Вы уже поняли формулу успешного воспитания?

Опыт, доставшийся путем больших усилий, хранится с особой заботой.

Когда собственного опыта ребенку не хватает (а его, как правило, и не может хватать, то выводы делаются с использованием информации, почерпнутой из сказок, фильмов, замечаний товарищей. И если вам, родителям, везет, то с учетом и ваших объяснений.

Вот тут – то вы и можете вмешаться.Хорошо приучить ребенка к твердым родительским формулировкам, которые хоть и выглядят немного примитивно для взрослого ума, но очень помогают ребенку контролировать себя в условиях понятного ему образа жизни.

Умение терпеть – одна из добродетелей взрослого человека.

Возьмите на заметку.

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят (а…

Посмотри, что ты натворил!

Как всегда не правильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень много можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы ни случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.Поэтому без понимания потребностей ребенка, родители не в состоянии дать то, что ему необходимо.Если ваша любовь к ребенку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи:

- уважение

- доверие ,

- безопасность.

Дискуссия: «Секреты общения с ребенком в семье»

«Через сказку, фантазию, игру,

Неповторимое детское творчество-

Верная дорога к сердцу ребенка»

В.А.Сухомлинский.

Что такое речь? (Вопрос к родителям)

« Речь – это что-либо выраженное словами, устно или на письме, предложение, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа…» (Толковый словарь В. Даля)

Речь- это важное творческая психическая функция человека, область проявления присущая всем людям способности к познанию, самоорганизации, построение своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, с другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи-это коммуникативная, т.е назначение речи – быть средством общения. Выделяются две основные сферы общения - с взрослым и со сверстником. Общение ребенка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Все это он может освоить только в общении с другими людьми- носителями общечеловеческого опыта. Истории известны факты, когда дети были лишины общения с близкими людьми, это дети - маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития. Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше значение имеет для него контакты с взрослыми членами семьи.

В эмоциональном общении с взрослым закладываются основные будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивать познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребенок не получил должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребенок будет скованным и пассивным, жестоким и агрессивным. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Как же построить нормальные отношения с ребенком?

Общение с ребенком необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение « отравляет», психику ребенка, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Иследования показали, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психики ребенка. Это происходит в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человеком воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большенство родителей воспитывает ребенка так, как их сами воспитывали в детстве. Даваите посмотрим, как же надо общаться с ребенком? И здесь нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гипперейтер и ее книга « Общаться с ребенком. Как?». Прежде всего, надо, безусловно, принимать ребенка - любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он Ваш, за то что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветлевым взглядом, прикосновениями, ласковыми словами. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не мене восьми объятий в день, причем не, только ребенку, но и взрослому. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически. Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к общению « меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Участливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живете, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком. Копить свои негативные эмоции не стоит.

Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?

Это надо выражать особым образом:

Выражать недовольство отдельным действием ребенка, но не ребенком в целом.

Осуждать действия ребенка, но, ни его чувства.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.

Что делать если ребенок не слушается, раздражается?

Разные дети по-разному реагируют на замечание: одни грустят и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют. Часто то, что нам кажется простым, для ребенка на самом деле трудно выполнимо. И поступая несправедливо по отношению к нему, мы вынуждаем ребенка на нас обижатся. Указывать на ошибки надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечание всегда надо делать на фоне общего одобрения. В каждом возрасте для ребенка существует определенный круг дел, с которым он может справиться. За пределами этого круга есть дела, доступные для ребенка только при участии взрослого или недоступны вообще. По мере развития ребенка увеличивается и круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. По мере основания ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Как быть, если ребенок освоил дело, но упорно не хочет его делать (уборка игрушек, постели).

Необходимо выяснить причину непослушания. Возможно, ребенку еще трудно его выполнять, или просто ему важно Ваше участие, Ваша моральная поддержка. Может быть, корень упрямства и отказа лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она кроется в ваших взаимоотношениях. Если отношения испорчены, то без дружелюбного и теплого тона они нечего не дадут. Тон- главное условие успеха. НЕ следует занимать позицию НАД ребенком. Дети очень чувствительны и восстают против нее всеми силами души. Здесь хорошо помогают внешние средства, например: картинки для напоминания, список дел, схему, записки от любимого героя. Еще одна из причин конфликта-излишняя, заботливость родителей, которые хотят для детей больше, чем сами дети. Такие родители, как правило, сами трудно живут. У них не остается сил, ни времени на собственные интересы и личную жизнь. Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать то, что ему положено, некоторые родители встают на путь подкупа. Они соглашаются «платить» деньгами, вещами, удовольствием, если ребенок будет делать то, что от него хотят. Этот путь опасен и малоэффективен. Дело обычно кончается тем, что ребенок начинает требовать все больше и больше, а обещанных изменений в поведении не происходит. Важно помнить, что личность ребенка и его способности развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересами. Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передовать их ему. Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Причины трудностей ребенка часто бывает спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. Что значит активно слушать ребенка?

Активно слушать ребенка- значит «возрощать» ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувства. Если у ребенок эмоциональные проблемы, его надо активно слышать. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, избегайте отношений через плечо, смотря телевизор. Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые и сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слышать. Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме(Ребенок: Не хочу дружить с Сашей. Мать: Ты на него обиделся). В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать и после ответа ребенка - может, он что-то добавит. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать: в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.

Пожалуйста, и в повседневном общении с ребенком замечайте его переживания: когда он обижен, расстроен, боится. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к малышу. Не забывайте и о паузе после ваших слов.

УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!

“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение
Антуан-де-Сент-Экзюпери.

Цель : Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.

Задачи:

  • Развитие вербальных средств общения.
  • Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
  • Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.

Участники : воспитатели, родители, психолог.

Подготовительная работа:

  1. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
  2. Приглашение психолога на родительское собрание.
  3. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
  • тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
  • памятки для родителей “Учим детей общению”;

План:

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть
  3. Основная часть
  4. Сообщение психолога
  5. Практическая часть
  6. Работа в микрогруппах
  7. Рефлексия
  8. Вывод
  9. Тест-игра
  10. Подведение итогов по тест-игре
  11. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
  12. Заключительная часть

Ход собрания

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.

Примечание : Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.

2. Вводная часть

И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.

Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.

Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.

Примечание : в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

3. Основная часть

Сообщение психолога

В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом - тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);

2) умение организовать общение (“Я умею!”);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

4. Практическая часть

Работа в микрогруппах

Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.

Примечание : Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.

1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”

Предложить выполнить задание. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– как робот;

– как иностранец;

2) походить:

– как младенец;

– как глубокий старец;

– как лев;

– как слон;

3) улыбнуться:

– как кот на солнышке;

– как само солнышко;

4) посидеть:

– как пчела на цветке;

– как наездник на лошади;

– как Карабас-Барабас;

5) попрыгать:

– как кузнечик;

– как козлик;

– как кенгуру;

6) нахмуриться:

– как осенняя тучка;

– как рассерженная мама;

– как разъяренный лев.

Примечание : Игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

2 микрогруппа: игра “Гроза”

Каждый родитель перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами “Надвигается гроза!” родители собираются в центре комнаты. А после команды: “Сверкнула молния!” хором кричат: “Ба-бах!”.

Примечание : Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик

3 микрогруппа: игра “Волшебник”

Взрослый, до которого ведущий дотронется “волшебной палочкой”, превращается в сказочного героя. Родитель изображает его средствами пантомимы. А остальные родители отгадывают, что это за герой, из какой он сказки.

Примечание : Участие в этой игре помогает преодолеть чувство робости, скованности.

Рефлексия.

Как Вы чувствовали себя в роли ведущего?

А в роли исполнителя?

Трудно устанавливать контакт с малознакомыми людьми?

Когда Вы чувствовали себя комфортнее, когда были в группе или когда Вам необходимо было выполнить задание одному?

Вывод : Групповой метод работы – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

Поэтому, нашим детям необходимо групповое общение, для формирования в себе уверенности, умения находить приемлемые формы общения. И, как Вы сами убедились, лучше это делать в игре.

5. Тест-игра

А теперь я предлагаю Вам провести тест-игру “Как Вы общаетесь с детьми”.

На слайде представлены фразы. Я предлагаю Вам выбрать те из них, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми.

Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов.

1. “Сколько раз тебе повторять!”

2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”

3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”

4. “И в кого ты такой уродился?”

5. “Какие у тебя замечательные друзья!”

6. “Ну, на кого ты похожа!..”

7. “Вот я в твое время…”

8. “Ты моя опора и помощница(к)”

9. “Ну, что за друзья у тебя!”

10. “О чем ты только думаешь?!”

11. “Какая ты у меня умница!”

12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”

13. “У всех дети как дети. А ты?!”

14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”

Примечание : После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:

1) 2 балла;

6) 2 балла;

7) 2 балла;

9) 2 балла;

10) 2 балла;

13) 2 балла;

6. Подведение итогов по тесту-игре

  • 7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
  • 11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
  • 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.

7. Итоги практической работы

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Примечание : Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.

Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с “чужими” взрослыми. Например, в ситуации “вынужденного” общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.

8. Заключительная часть

Несмотря на то, что из застенчивости можно “вырасти”, все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!

  • Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться?» для группы раннего возраста. Когда начинать ребенка одеваться и раздевать?
  • Консультация для родителей: «В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности»
  • Искусство быть родителем
  • Консультация для родителей Играйте вместе с детьми!
  • Памятка для родителей по развитию речи детей
  • Медведь Продобрей в гостях у детей
  • В гостях у Мойдодыра!
  • Сенсорное воспитание, конструирование!
  • Консультация для родителей детей 2-3 лет «Аппликация для ребенка»
  • Консультация для родителей «Самого главного глазами не увидишь. Милосердие живёт в нас»
  • День Государственного Флага РФ
  • Консультация для родителей: "КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ"

    "КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ"

    Начните принимать ребенка таким, какой он есть и постарайтесь ему помочь. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для гиперактивноги ребенка он важен вдвойне. Помните, что наилучшее время для работы у такого ребенка это начало дня, тяжелее всего он усваивает материал в конце дня. Давая ребенку задание, попросите его повторить, что он должен сделать и как это задание будет выполнять.

    Не читайте своим детям длинные нотации. Они не будут выслушаны до конца. Лучше обьясните ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишить ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно. Используя приемы поощрения помните, что ребенок с гиперактивностью не может долго ждать. Поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. Используйте жетоны, которые в дальнейшем обменяете на то, что ребенку интересно.

    Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. Иначе ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать. Давая инструкцию, учитывайте неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться правилам, быструю утомляемость.

    Начиная заниматься с ребенком, начните с простого, с того, что ребенок умеет делать хорошо. После первого задания можно приступить к выполнению более сложных заданий. Не забудьте хвалить ребенка после каждого выполненного задания. Ребенок с гиперактивностью нуждается в похвале гораздо больше, чем другие дети. Заканчивать заниматься необходимо опять чем - то легким. Подберите такое задание, с которым даже уставший ребенок справится. Очень важно создать у ребенка ощущения успешности. Занимайтесь с ребенком не более 10 минут. Если он не удерживает внимание больше 2 минут, не расстраивайтесь. Постепенно концентрация внимания будет увеличиваться.

    Не сажайте ребенка за рабочий стол. Заниматься можно в любом уголке вашей квартиры: ковер на полу, диван, кухонный стол, ванная комната. Ребенок может ходить, ползать и даже бегать. Помните, что гиперактивный ребенок усваивает информацию на ходу.

    Ни когда не сравнивайте ребенка со здоровыми братьями, сестрами, соседскими детьми. Не надо думать, что это пойдет ему на пользу. Такому ребенку нужно терпение, понимание, а главное чтобы с ним общались. Ему очень трудно без общения. Попробуйте идти от особенностей ребенка. Дайте возможность проявить себя. Не ломайте ребенка. Постоянные окрики и наказания не дадут желаемых результатов. А наоборот, сформируют и закрепят отрицательные качества ребенка и негативное отношение к обучению в принципе.

    Когда ребенок ведет себя неправильно и этим раздражает окружающих, попробуйте предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». «Нельзя кидаться игрушками, но если ты хочешь бросать что-то, я дам тебе поролоновый мяч».

    Игры, которые можно использовать для занятий с гиперактивными детьми.

    Игра «Посидим в тишине»

    Ребенку предлагается представить, что в соседней комнате кто-то спит, его будить нельзя, а необходимо выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одну на другую тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в коробку и т. п.

    Игра «Собери бусы»

    Развитию устойчивого внимания помогает длительная сортировка и нанизывание бусинок.

    Игра «Назови цифры и буквы»

    Развитию произвольного переключения способствуют:

    Называние перемежающихся буквами и цифр

    Например:

    а,1,о,2,у,3,и,4,ы,5,м,6,а,7.у,8, и т.д.

    Построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание одной или двух букв.

    Игра «Зачеркни все буквы А»

    в п а к м и а о у а ы а г в а к т о ы и т.д.

    Игра «Лабиринт»

    Для развития внимания и самоконтроля используйте «лабиринты».

    Снять импульсивность и гиперактивность помогут игры с водой, песком, контрастный душ, обливание.

    Литература

    1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л. Сиротюк.-М., 2003.
    2. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М.Э. Вайнер. М. 2004.
    • Назад
    • Вперёд

    Прямая линия

    Министерство образования и науки Республики Адыгея
    Министр Керашев Анзаур Асланбекович
    тел. 57-09-52
    E-mail: [email protected]
    http://www .adygheya.minobr.ru

    52-60-26 - Отдел надзор и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
    52-49-12 - Конова Зоя Измаиловна, начальник отдела общего, дошкольного и коррекционного образования

    Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Город Майкоп"
    Миллер Юлия Альбертовна - руководитель Комитета по образованию
    Приемная:
    тел. 52-27-58
    http://www.adygproc.ru/

    Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
    http://01.rospotrebnadzor.ru/

    Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
    https://bus.gov.ru/pub/info-card/254462