Скачать темы консультаций для приемных родителей. Выступление для приёмных и опекаемых семей "Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей семье". Отдавай мои игрушки, не садись на мой горшок

Консультация для замещающих родителей на тему: «Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции». Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей. Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу». Использование образов Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения. Целенаправленное представление ситуаций Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания. Способы отвлечения Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее. Управление дыханием Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания. Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 2030 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние. Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация. Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я". Упражнение "Марионетка". Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний. Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я". Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние. В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”: направленное внимание; мышечное расслабление; успокаивающее дыхание. Развитие навыков самонаблюдения. Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку. Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет коечто полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Упражнение “Знакомство с собой”. Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот). Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить. 1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса. 2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла. 3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти. 4. Потрясите пассивно “висящую” кисть. Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения: 1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти? 2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло? 3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто): Сухость и влажность; Пульсацию; Покалывание; Ощущение прохождения электрического тока; Чувство “мурашек”, “мороз по коже”; Онемение (обычно в кончиках пальцев); Вибрацию; Мышечную дрожь. Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем. Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.

Телефон Доверия – один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия – оказание экстренной психологической помощи по телефону детям, родителям для конструктивного своевременного выхода из трудной жизненной ситуации.

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей (Телефон Доверия) существует в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Вологды с 2004 года и является одним из направлений оказания помощи детям и родителям.

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

    оказание экстренной психологической помощи;

    телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности;

    информационное консультирование.

Общее количество обращений за последние три года составило от 200 до 240 звонков. Ежегодно к наиболее часто встречающимся проблемам обращений относятся следующие: проблемы детско-родительских отношений и межличностных отношений в семье; учебные и профессиональные проблемы; проблемы личностного характера; проблемы психофизиологического и психического развития; сиротство, проблемы замещающей семьи.

МОУ Центр «Развитие» участвует в реализации региональной долгосрочной целевой программы "Дорога к дому", целью которой является укрепление института замещающей семьи, повышение уровня психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей и лиц их замещающих, сокращение численности детей, воспитывающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм семейного устройства. В рамках программы предусмотрено оказание помощи консультантами Телефона Доверия родителям, воспитывающим приемных и опекаемых детей. Консультирование на Телефоне Доверия открывает возможности для незамедлительного решения проблем, возникающих у замещающих семей.

В настоящее время звонки на Телефоне принимают 5 психологов - консультантов. Все сотрудники имеют сертификаты повышения квалификации по консультированию на Телефоне Доверия.

На сегодняшний день у родителей, взявших на себя обязанности по воспитанию детей в замещающих семьях, возникает ряд трудностей, которые препятствуют созданию оптимальных условий для их нормального развития. Часто замещающие родители не справляются с проблемами, возникшими в процессе воспитания, и возвращают ребенка в детское учреждение. Как показала практика, родители, принявшие на воспитание ребенка, не всегда понимают задачи воспитательной и развивающей работы, являющейся основой в воспитании детей в условиях замещающей семьи, и нуждаются в специальном обучении для выполнения родительских функций.

Тематика обращений на Телефон Доверия замещающими семьями достаточно разнообразна:

    общение со службами в процессе оформления документов на ребенка;

    особенности возрастной психологии детей;

    основные депривационные проблемы у детей, развивавшихся вне семьи; виды депривационного поведения детей; возможности реабилитации;

    общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения;

    процесс адаптации, стадии, их особенности; определение перехода одной стадии в другую;

    особенности адаптации родителей; повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации;

    интерпретация поведенческих проявлений ребѐнка в замещающей семье; основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей;

    особенности поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;

    особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей); налаживание отношений с другими детьми в семье;

    особенности психологии приемных подростков; основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков;

    тайна усыновления; как и когда, рассказать ребѐнку о его происхождении;

    идентичность приемного ребенка; проблемы контактов ребѐнка с биологическими родственниками; выработка / корректировка отношения ребѐнка к его биологическим родителям;

    взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребѐнка, юридические, этические и психологические аспекты;

    специфические проблемы детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.

    трудности замещающих родителей в воспитании детей – 60%;

    вопросы, касающиеся образования (проблемы с администрацией школы или с другими педагогами, проблемы устройства ребенка в сад, школу) -18%;

    вопросы опеки и попечительства, получение социальных выплат – 9%;

    обращения по вопросам конфликтов с представителями правоохранительных органов и других государственных структур (правомерно ли допрашивали ребенка, можно ли снимать отпечатки пальцев у ребенка и т.д.) – 9%.

    вопросы жилищного характера – 4%;

Наибольший процент обращений замещающих родителей на Телефон Доверия составляют вопросы по поводу своих детей (60%).

Родители чаще всего обеспокоены учебными проблемами ребенка (48%): плохая успеваемость, сложности с выполнением домашнего задания, отсутствие дисциплинированности, прогулы; конфликтным поведением («грубит», «отвечает», «не слушается», «поздно приходит домой») – 23%. Кроме того, 12% замещающих родителей беспокоит курение, употребление подростками алкоголя и наркотиков. Невыполнение предъявляемых норм поведения волнует 28% замещающих родителей: частая ложь и обман, проблемы с деньгами, кражи, «невинное присвоение предметов», отказ от посильной работы по дому, невыполнение гигиенических норм, нарушение норм просмотра телепередач и норм сна, всеобщее неподчинение. Одна из наиболее волнующих тем в консультировании – установление доверительных отношения замещающего родителя и ребенка (43%), отношения с биологической семьей – 44% (см. диаграмму 1).

кем они являются в большей степени: родителями или нанятыми на работу воспитателями;

на какую помощь от органов опеки они вправе рассчитывать;

вопросы взаимодействия с кровными родителями ребенка.

При анализе обращений замещающих семей, выделяется значительное число родителей, которым необходима поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, психологов, специалистов органов опеки и попечительства в решении актуальных проблем замещающей семьи, систематическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.

Таким образом, деятельность Телефона Доверия по оказанию экстренной психологической помощи замещающим семьям очень актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Она позволяет получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.

Ольга Шульц
Консультация для потенциальных приемных родителей

Сердце подскажет как найти своего малыша!

Приняв решение об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности, какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике и т. д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления является одним из наиболее судьбоносных и занимает немало времени.

Решившись на этот шаг, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться воспитанием ребенка дома хотя бы до трех лет. Усыновляя младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Чем младше ребенок, тем больше возможностей у его усыновителей прожить все этапы родительства, а у ребенка - начать получать любовь в семье.

Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить его в детский сад и забирать, кто будет провожать и встречать его из школы, станет ли он посещать кружки и секции. Определяясь с возрастом, понаблюдайте за детьми своих друзей, знакомых и родственников. Возможно, какой-то возраст будет вам особенно близок.

Многим усыновителям хочется, чтобы малыш в чем-то был похож на них. Но не стоит выбирать ребенка по принципу "хочу, чтобы у него был такой же нос". Достаточно отдаленного сходства, говорящего о принадлежности к определенной национальности. Многие усыновители говорят, что по прошествии времени их приемные дети стали похожи на них. Формирование похожести с усыновителями - это не чудо. Лицо находится постоянно в движении, и в общении с усыновителями ребенок приобретает похожие особенности мимики, улыбки.

Для усыновителей со спокойным темпераментом флегматиков воспитание ребенка-"моторчика" может быть утомительным, так же, как и для импульсивных, "быстрых" взрослых может быть испытанием общение с медлительным, обстоятельным малышом. Не стесняйтесь расспрашивать у персонала дома ребенка как можно подробнее об особенностях поведения малыша.

Здоровье ребенка. Конечно, это очень важный вопрос. Реалии домов ребенка таковы, что детей с записью в карте "Практически здоров" почти не встречается. Но и многие диагнозы звучат гораздо страшнее (из-за своей непонятности, чем являются на деле. О типичных заболеваниях таких детей пишут много, и с этой информацией стоит познакомиться заранее, чтобы не пугаться увиденного в карте. Многие проблемы (например, госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка) характерны именно для пребывания детей в учреждении, где по определению они не могут получить достаточно ласки и внимания, и проходят, когда малыш получает их в семье.

Одно из интересных открытий, сделанное доктором Уэмбеч, касается усыновления. Она пришла к выводу, что при усыновлении не бывает случайностей: не бывает случайностей для родителей, дающих рождение, нет случайностей для тех, кто усыновляет малыша, как нет случайностей и для самого ребенка. Если это Ваш малыш, то Вы почувствуете это сердцем, Вам подскажет правильный выбор Ваша интуиция. Иногда бывает достаточно только взгляда Вашего, пусть не кровного, но положенного Вам по судьбе ребенка. На примере рассказа одной из женщин, Вы можете увидеть как это бывает:

- «Выдали нам направление на выбор ребенка, и мы понеслись в один из домов ребенка. Знали бы вы, какой это стыд и мука выбирать, рассматривать и умирать от неловкости перед этими малышами от того, что ты их не возьмешь! Мы пробыли там долго, я много возилась с теми, с кем можно было, они славные, маленькие, но ни про одного я не почувствовала, что это мой сынок. Муж тоже был в смятении. На следующий день мы уже стояли перед дверьми другого дома ребенка. Нас приняли и, выслушав, что нам нужен мальчик до восьми месяцев, заявили сразу - есть для вас как раз один! И назвали такую говорящую фамилию, что стало ясно, что этого малыша нужно вытаскивать отсюда, и быстро менять для него все. Пока нас вели по коридору в его группу, мы уже решили, что повторения вчерашних выбираний не будет - мы возьмем этого ребенка, каким бы он ни был. Честно скажу, я очень боялась, что опять ничего не почувствую. Но также твердо знала, что больше отказаться не смогу. Муж еще накануне сказал, что надеется на мою интуицию и выбирать в таких делах вообще не способен! Нас попросили подождать. Тут няня вывела его нам - вот он! Он ревел и сердился, но у нас у обоих просто от сердца отлегло - заплаканный, сердитый, но Наш. Это необъяснимо, но есть такое Чувство! Потом нас уже мало волновали данные, зачитываемые из его карточки (хотя в период новорожденности малыш перенес очень серьезную операцию) - мы думали, как бы его побыстрей забрать домой».

Мы не советуем устанавливать жестких критериев - пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика пяти лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра, усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

Усыновить ребенка, дать ему новый дом, любовь, заботу, понимание - это то, к чему стремятся люди, желающие стать усыновителями. Нужно обладать достаточной зрелостью, ответственностью и мудростью, чтобы идти по этому пути с достоинством. У усыновителей есть задача - помочь обустроить одну человеческую судьбу, с которой их соединило не кровное родство, а зов сердца. Они никогда не скажут слово "чужой" по отношению к своему усыновленному ребенку, потому что, как никто, понимают: чужих детей не бывает.

Психолог-консультант Шульц Ольга Эдуардовна.

Публикации по теме:

Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда» Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем,.

Консультация для родителей от инструктора по физической культуре «Совместные занятия спортом детей и родителей» Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей» Инструктор по Физической культуре Шершнёва Е. В. Родители считают.

Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду» Чем хе может помочь мама? Каждая мама,которая видит насколько ребенку непросто,желает помочь своему ребенку быстро адаптироваться. И это.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.