Церковный устав о трапезе. Масляная неделя Масляная неделя по церковному уставу

В народе называют масленицей . В церковном же календаре это время названо Сырной седмицей . По православному Уставу в это время уже не разрешается вкушать мясные продукты, следует ограничиваться молочной пищей и рыбой. Для людей верующих сырная неделя, или масленица, является временем подготовки — это переход от обычной жизни к духовным подвигам. В это время уже не совершаются браки (до самой Красной горки — воскресенья после Пасхи). Мясная пища запрещается, в среду и пятницу церковная служба почти великопостная, с чтением покаянной молитвы Ефрема Сирина.

Но обычно при слове «масленица» возникают ассоциации с народными гуляньями, чучелом зимы, катанием на санях, взятием снежной крепости и битвами «стенка на стенку»… И — непременные блины! Этот «северный карнавал» является отзвуком древнего языческого праздника проводов зимы, который совершался на протяжении двух недель во время весеннего равноденствия (20 марта). В давние времена праздник олицетворял наступление весны, пробуждение природы, силу солнца. Возможно, именно поэтому на «проводах зимы» до сих пор сжигают чучело Зимы?

После принятия христианства наши предки наполнили древние обычаи новым содержанием. На масленице старались накормить блинами в первую очередь неимущих и странников, не только ходили в гости к родным и знакомым, но и мирились, прощая друг другу вольные и невольные обиды.

М асленица в народных традициях

В книге писателя и этнографа XIX в. С.В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила » есть отдельная большая глава, посвященная традициям масленицы. Книга основана на материалах, записанных исследователями народной культуры и быта в деревнях и селах в конце XIX в., и является ценным научным источником по верованиям русского народа. Представляем нашему читателю в сокращенном варианте описание, как праздновали масленицу два столетия назад.

***

Устанавливая сырную неделю, с ее полускоромной пищей, православная церковь имела в виду облегчить крестьянам переход от мясоеда к Великому посту и исподволь вызвать в душе верующих то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и напряженной духовной работы. Но эта попечительная забота церкви повсеместно на Руси осталась гласом вопиющего в пустыне, и на деле наша масленица не только попала в число «праздников», но стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. В эту неделю наш скромный и набожный народ как бы разгибает свою исполинскую спину и старается в вине и весельи потопить все заботы и тяготы трудовой будничной жизни. Насколько при этом бывает неудержим народный разгул, можно судить уж по одним эпитетам, которыми наделил народ масленицу. Она называется «веселой», «широкой», «пьяной», «обжорной», «разорительницей». Сверх того, ни одна неделя в году не изобилует так происшествиями полицейского характера и не дает такого значительного числа мелких процессов у мировых судей.

Празднование масленицы почти повсюду начинается с четверга, хотя работы во многих местах прекращаются уже с понедельника, так как крестьяне, озабоченные наступающим праздником обжорства, разъезжают по соседним базарам и закупают всякую снедь. По общему отзыву наших корреспондентов, закупки такого рода бывают, применительно к крестьянскому бюджету, очень велики: семья среднего достатка в 5-6 душ затрачивает от 5 до 10 руб. на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости. А если к этому прибавить еще расходы на обновки бабам и девушкам, то будет вполне понятно, почему масленица называется «разорительницей».

Впрочем, крестьяне, при всей их сдержанности и бережливости, не тяготятся этими расходами, так как на масленицу приходится принимать гостей и самим ходить в люди и, стало быть, нужно и угостить прилично, и одеться по-праздничному, чтобы соседи не засмеяли. Сверх того, масленица — любимый праздник у крестьян, когда вся православная Русь, от мала до велика, веселится до упаду, и когда широкая русская натура любит развернуться вовсю. В масленичную неделю более чем скромная физиономия русской деревни совершенно преображается. Обыкновенно тихие, безлюдные улицы полны подгулявшего, расфранченного народа: ребятишки, молодежь, старики — все высыпало из душных хат за ворота и всякий по-своему празднует широкую масленицу. Одни катаются на тормазках и салазках, или с хохотом «поздравляют блины», опрокидывая в снег пьяного мужика, другие с надсадой орут песни и, пошатываясь, плетутся вдоль деревенской улицы, третьи в новых нагольных тулупах сидят на заваленках и, вспоминая свою юность, глядят на оживленные группы, столпившиеся у качелей, и на всю горластую шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики.

Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя в какие-нибудь пять минут промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань, и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бравурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни. От этих песен изнуренные, костлявые, но разукрашенные ленточками и медными бляхами, крестьянские лошаденки дрожат всем телом и, под ударами захмелевших хозяев, мчатся во весь дух вдоль деревенской улицы, разгоняя испуганные толпы гуляющих.

Никогда не достается так крестьянским лошадям, как в дни масленицы. Обыкновенно, очень сердобольные к своей скотине, крестьяне берегут и холят лошадей больше, чем собственных ребят, но на масленицу, под пьяную руку, всякая жалость к скотине пропадает. На худых, заморенных кляченках делают десятки верст, чтобы попасть на, так называемые, «съездки», т. е. грандиозные катания, устраиваемые в каком-нибудь торговом селе. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском (Вологодского и уезда) лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных, или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки. А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы (причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец). Но всех больше катаются «новожены», т. е. молодые супруги, обвенчавшиеся в предшествовавший мясоед, так как обычай налагает на них как бы обязанность выезжать в люди и отдавать визиты всем, кто пировал у них на свадьбе.

Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы». «Столбы» — это в своем роде выставка любви. Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались) , встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга.

— Порох на губах! — кричат им прохожие, требуя, чтобы молодые поцеловались.
Или:
— А нуте-ка, покажите, как вы любитесь?

Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» (и в особенности для молодой) чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. В некоторых местностях (например, в Вологодской губернии) визиты начинаются еще в мясное (последнее перед масленицей) воскресенье. В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов. Молодые при этом играют роль почетных гостей: их первых сажают за стол и с них начинают обносить яствами. Пиршество обыкновенно длится чрезвычайно долго, так как масленица — праздник еды по преимуществу, и обилие блюд считается лучшим доказательством гостеприимства. После бесконечного обеда молодые обыкновенно катаются на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинают уже свою попойку, которая заканчивается только к ночи с тем, чтобы на другой день начаться снова уже в доме родителей жениха.

Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т. е. приносят им пшеничный хлеб-«прощенник» (этот хлеб приготовляется специально для масленицы, он печется с изюмом и украшается вензелями). В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т. е., попросту говоря, требуют выкуп за жену, взятую из другой деревни. Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. е. приблизительно в эпоху удельных князей (а может быть и ранее, потому, что сам факт уплаты выкупа и притом не родителям невесты, а ее односельчанам, позволяет заключить, что возникновение обычая относится к родовому периоду).

В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку (которая распивается всем миром) и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное (последнее перед масленицей) воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться. Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней.

В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда более или менее тяжелыми увечьями. Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления. Однако, и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений. Так например, наш вытегорский корреспондент (Олонецкая губерния) сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку), разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч (обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх). Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад-вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20-30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было.

Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей.

В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда (Пензенской губернии). «В последний день масленицы происходит ужасный бой. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Сначала дерутся ребятишки (не моложе 10 лет), потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела. Тут уже стена не наблюдается — все дерутся столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья. Сообщения наших корреспондентов о кулачных боях очень немногочисленны и носят, так сказать, характер исключений. Это, разумеется, дает полное основание предположить, что и в крестьянском быту средневековые нравы постепенно отходят в область преданий и что успехи грамотности отражаются на характере народных развлечений самым благоприятным образом.

Но если кулачные бои, как обломок темной эпохи средневековья, мало-помалу исчезают с лица русской земли, то зато в полной силе сохранился другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой — это русский карнавал. (Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо!». Получается, что западные карнавалы и русская масленица означают примерно одно и то же — последние развлечения перед постом — прим. ред. ). Мы употребляем это слово, конечно, не в том смысле, какой придается ему в Италии или во Франции, хотя западноевропейский карнавал, с его заразительным, ликующим весельем, с его разряженной смеющейся толпой, оживленно парадирующей в уличных процессиях, имеется и у нас, — только, разумеется, условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволяют этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал гораздо проще, беднее и первобытнее. Начинается он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд, купленный в складчину и затем в одну руку вкладывают бутылку с водкой, а в другую блин. Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучелу становят в сани, а около прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу и начинают шествие. Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с масленицей влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывается песней, которую затягивает первая красавица, с передних саней; песню дружным хором подхватывают остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно движется по деревенской улице. Заслышав пение, народ толпой высыпает на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешат присоединиться к шествию и сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывает катание. Те самые парни, которые привезли ее на гору, садятся в сани, а прочие прикрепляют к саням салазки и целым поездом с хохотом, визгом и криком, несутся по обледенелой горе вниз. Катание обыкновенно продолжается до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» снова водворяется в сарай. На следующий день, в субботу, «масленица» снова появляется на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягают лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. Вместе с «сударыней» опять садится девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках четверть водки и закуска (и то, и другое покупают в складчину). За сани же, как и прежде, привязывают салазки, на которых попарно сидят девушки и «игровые» парни. Эта процессия с пением ездит по селу, причем парни пользуются всякой остановкой, чтобы выпить и закусить. Веселье продолжается до вечера, причем в катании принимают участие не только девушки, но и женщины. Последние, по сообщению нашего орловского корреспондента, катаются вместе с «сударыней-масленицей» не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».

В воскресенье вечером «масленица» сжигается. Этот обряд обставляется со всей доступной для деревенской молодежи торжественностью. Еще загодя ребятишки, девушки и парни несут за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и прочее и складывают из этих горючих материалов огромный костер. А часов в 8-9 к этому костру направляется печальная процессия, причем девушки жалобными голосами поют: «Сударыня-масленица, потянися». У костра «масленицу» ссаживают с саней и становят на снег, потом снимают с елки ленты и платки и делят их между девушками и поют масленичные песни. Когда же раздадутся слова песни: «Шли, прошли солдатушки из-за Дона, несли ружья заряжены, пускали пожар по дубраве, все елки, сосенки погорели, и сама масленица опалилась» — парни зажигают «сударыню-масленицу». Сожжение масленицы оставляет, так сказать, заключительный аккорд деревенского веселья, за которым следует уже пост, поэтому присутствующие при сожжении обыкновенно швыряют в костер все остатки масленичного обжорства, как-то: блины, яйца, лепешки и прочее, и даже зарывают в снег самый пепел масленицы, чтобы от нее и следов не осталось.

Этот последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью.

Понравился материал?

Название дней масленичной недели

Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.

Масленица - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Традиция отмечать праздник Масленицы уходит корнями в языческие времена. У древних славян этот праздник символизировал проводы зимы, а отмечали его четырнадцать дней. В народе любили его и называли ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». С внедрением христианской религии были попытки искоренить языческий праздник, но церковникам удалось лишь перенести его сроки (обычно это конец января — начало марта) и сократить до восьми дней.

Вся масленичная неделя называлась мясопустной, это означало полный отказ от мясного. Это своеобразная подготовка к последующему Великому посту, который длится семь недель, до самой Пасхи. Но запрет на мясо не означал отказа от других скоромных продуктов, поэтому едят молоко, сыр, творог. Поэтому масленичная неделя получила название «Сырная». Кроме того, не воспрещается рыба.

Но главным атрибутом этого праздника на Руси всегда считались блины . Есть такая поговорка: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник». Впрочем, украинцы и белорусы часто на Масленицу блинов не пекли, заменяя их варениками с сыром или теми же блинами, но из гречневой муки.

Блины пекли в течение всей масленичной недели (она еще называлась блинницей или блинщиной). По традиции первый испеченный блин клали на слуховое окошко за упокой родительских ДУШ, говоря при этом: «Честные родители наши, вот для вашей Душки блинок!» Иногда первый блин не кладут на окно, а отдают нищим, сопровождая просьбой помянуть усопших.

Писатели и историки отмечают, что Масленица всегда праздновалась с большим размахом, в празднестве участвовали все, независимо от возраста и социального положения. Вспомним, как Пушкин писал об этом празднике в «Евгении Онегине».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины...

А. Пушкин. «Евгений Онегин»

В течение масленичной недели проводились разного рода обряды и празднества, причем в определенной последовательности. Это можно проследить по названиям дней Масленицы.

Понедельник назывался встречей . В этот день из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, а затем, посадив его на шест, катали его по деревне в санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В день встречи пелись веселые песни:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Выстилали, душа, выстилали.

Сыром гору набивали,

Набивали, душа, набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали...

Распространены были «величальные» песни в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Вторник назывался заигрышем . В этот день начинались различные увеселения: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с горок.

Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на Масленице маскарад, режиссером которого был известный актер XVIII века Федор Волков.

Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди.

Среду называли лакомкой . С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг : на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.

И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.

Пятница называлась тещиными вечерами . Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Очень много внимания уделялось молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в расписных санях, посещали всех гостей, которые были у них на свадьбе. Также они под песни катались с ледяной горы. Зятья в этот день должны были посетить тещу, которая должна была испечь блины и хорошо угостить зятя. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т- е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Если зятья навещали тещ в среду, то в пятницу уже зятья должны были пригласить тещу на блины — этот обычай носил название «тещины вечерки». В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки : к молодым невесткам приходили родные. Как видим, каждый день масленичной недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день, Прощеное воскресенье . Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения. Встретившись, люди приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались.

С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню - Масленицу» ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны.

Это хорошо выражено в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой с двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

В прощальных песнях, которые поют в воскресенье Масленицы, уже появляются грустные нотки. Масленицу укоряют в том, что она обманула людей, разорила их, все поела, а теперь они вынуждены соблюдать Великий пост. Но все же основным содержанием является уход зимы — «Полно, зимушка, зимовать». Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время ее гнали вместе с морозами, с нетерпением ожидая весну.

Масленица - это праздник который еще называется как масленичная (сырная) неделя.

По Церковному Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц.

Наверное, один из смыслов праздника в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года, конец жизни (зима всегда была аллегорией старости) - и одновременно сливается в бесконечность - все возрождается к новому движению.

В образе Масленицы "Переломной" заключены конец и начало года, конец одного и начало другого этапа жизни людей, тесно связано с природой, ее законами.

Русский народ называл встречу весны - встречей Масленицы, изгнание зимы - сожжением Масленицы или её проводами.

В старину эта неделя перед Великим постом была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной всеобщей радости и веселья. В древности масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого, праздник приобрел своё новое "расписание". Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

Понедельник - "встреча"

Понедельник - встреча, закликания весны.

В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали.

Вторник - "заигрыш"

Вторник - заигрыши, появлялись скоморохи и гусляры.

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда - "лакомка", "разгул", "перелом"

Среда - активное блиноедение, хождение в гости.

Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг - "разгуляй-четверток", "широкий";

Четверг - "запивание" блинов, кулачные бои.

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Пятница - "тёщины вечера", "тёщины вечорки"

Пятница - штурм зимнего городка (крепости Марены)

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!

Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).

В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота - "золовкины посиделки", "проводы"

Субота - посиделки

Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).

Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").

Воскресенье - "прощённый день"

Воскресение - проводы, сожжение Масленицы - Марены, прощение обид, нанесенных друг другу за время праздника.

В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.

С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".

Однако самым главным событием масленичной недели было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала пир.

После этого наступал великий пост, хотя во многих уголках России, празднование продолжалось еще и в понедельник и вторник, но уже не на улице и прилюдно, а в домашнем кругу.

Забавы на Масленицу

БОЙ МЕШКАМИ

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ

В этой забаве принимают участие исключительно мужчины. Т.к. забава эта травмоопасна. С самого первого снега добровольцы едут на новую поляну, выбранную ещё летом, и начинают строительство снежной крепости высотой не ниже чем в три человеческих роста, вместе с этим устанавливаются столб с призами, всевозможнейшие качели и карусели для детей, огромная снежная лодья, русская печка из снега, в некоторые года делались в сугробах лабиринты для детей, ледяные горки и ещё много много чего и не хватает памяти перечислить. В этой крепости прячется Масленица в последний свой день. (В качестве антуража используют ещё Яркое солнце и какой-нибудь флаг.) Всё мужское население делится примерно поровну. Одни - становятся защитниками крепости. Другие - захватчиками (слово неподходящее). Цель последних - захват крепости и Масленицы. В качестве оружия - снежки, маленькие снежные глыбы, снег за шиворот и сила своих рук. После штурма крепости, если посмотреть на участников (победителей и осажденных) - порваная одежда и растянутые свитера, синяки и рассеченые брови. Но все, как один - довольные, запыхавшиеся, румяные. Победители несут Масленицу на "общее место". На ней учиняется суд (за снега, за зиму, за холод)... И в большом костре ее сжигают.

ВИШЕНКА

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное - вовремя затормозить, а то пролетишь.

ЛЕДЯНАЯ КАРУСЕЛЬ

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90 см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

ЛЕДЯНОЙ СТОЛБ

На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

КАТАНИЕ ПО ШЕСТАМ

Эта народная забава когда-то была широко распространена в лесистых губерниях России. Устраивали ее и некоторые другие народы. На склоне горы или бугра, иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров. Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы проводя рукой не ощутить заметного уступа или зазора. Получаются как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.

КОНЬ И ВСАДНИК

С каждой строны по двое - "Конь и Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. По такому же принципу "Петухи" - на одной ноге пытаются свалить противника.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

СНЕЖНАЯ ГОРКА

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

СНЕЖНЫЙ ЛАБИРИНТ

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

СНЕЖНЫЙ ТИР

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1x1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Игры на Масленицу

ЗАРЯ

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

ПОЧТА

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

ПОДАРИ ПЛАТОЧЕК СИМПАТИИ

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Заклички про весну

Призыв весны.

***

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявыим,

С ячменем усатыим,

Со просом, со гречею,

С калиной-малиною,

С грушами, с яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой.

***

Жавороночек на приталинке

Распевает, распевает,

Он зовет себе, он зовет себе

Весну красную, весну красную.

Не лежать снежкам во чистом поле

Растопиться, растопиться,

Во синё море, во синё море

Укатиться, укатиться.

***

Весна-красна!

Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке.

***

Весна красна.

На чем пришла?

– На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

– А мы весну ждали

Клочки допрядали.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

– Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето.

***

Жаворонки-жавороночки!

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

принесите нам

весну теплую,

лето плодородное

Весну с дождем,

лето с травами.

Весну с солнышком,

лето с зернышком.

***

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Поговорки про Масленицу

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны

Как на масляной неделе в потолок блины летели

Маслена не на век дается

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленница семь дней гуляет

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

На Масленой повеселись, да блинком угостись

На а горах покататься, в блинах поваляться.

Не все коту Масленица, бывает и Великий пост

Не житье - бытье, а Масленица

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Загадки про Масленицу

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

* * *

На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)

* * *

Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)

* * *

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)

* * *

Масленица- объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … (икра)!

* * *

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-… (блины)!

Песни на масленицу

Ой, блины – блиночки…

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

***

Пришла Масленица годовая,

Наша гостья дорогая!

Она пешей к нам не бывает,

Все на кониках приезжает.

Ее коники вороные,

У них гривы золотые,

А саночки расписные.

***

Масленица, лезь на горку,

Позови к нам ясну зорьку.

А под зорьку - соловейку,

На денечек, на недельку.

***

Как на Масленой недели

Из печи блины летели,

И сыр, и творог -

Все летело за порог.

Весело было нам!

Достанется и вам!

***

Наша Масленица дорогая

Немножечко постояла.

Мы думали - семь неделек,

Схватимся, спохватимся -

Всего семь денечков!

Нас Масленица подманила,

На большой пост посадила.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Какого числа начинается Масленица в 2020 году, как называются дни Масленичной недели, каковы традиции, обычаи и суть праздника, читайте на этой странице.

Масленица: история возникновения праздника

Для большинства жителей нашей страны Масленица – это самый веселый праздник, который знаменует собой окончание зимы и начало весны. Праздновать Масленицу на Руси начали задолго до принятия Христианства. Тогда это был языческий праздник, главная роль в котором отводилась поклонению Солнцу. В прошлом праздник был приурочен ко дню весеннего равноденствия, и отмечался семь дней до него и семь после. Две недели гуляний на Масленицу посвящали прощанию с зимой и пробуждению весны.

Сегодня дата празднования Масленицы привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. В 2020 году Масленица начинается с 24 февраля , а дни Масленичной недели , соответственно, приходится на 24 февраля по 1 марта.

Масленица и Сырная седмица 2020: что нельзя делать, а что можно

Церковная традиция не считает праздник Масленицы «своим», в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная. Дни православной Сырной седмицы и народной Масленицы совпадают, но они имеют совершенно разный смысл.

Сырная седмица (масленица) для православных – это неделя подготовки к , когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Эта неделя в христианском смысле посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу.

Масленица 2020: традиции и обычаи празднования

По традиции, неотъемлемой частью масленичных гуляний являются забавы на свежем воздухе, в которых участвуют люди всех возрастов.

Финальным событием празднования традиционно становится сжигание фигуры Масленицы. Чучело собирают из соломы, сухих веток, на которые надевают старую одежду. Оставшийся пепел нужно развеять по ветру. По поверьям, это приносит достаток и удачу на весь последующий год.

По традиции, на Масленицу едят не только всеми любимые блины, но и молоко и творог, сыры.

  • Смотрите также:

Дни Масленицы с их названиями и значением: календарь

Традиционно масленичную неделю делят на Узкую Масленицу (с понедельника по среду): в эти дни разрешены хозяйственные работы, и на Широкую Масленицу (с четверга по воскресенье): любые работы нежелательны. Каждый день Масленицы имеет особые традиции и наименование . Расскажем значение каждого дня Масленицы .

1 день Масленицы. Понедельник – «встреча»

В этот день начинали печь блины, причем первый всегда отдавали нищим. Девушки и парни пели песни и ходили с соломенным чучелом по деревне. Обычно к первому дню Масленицу строили качели, горки, накрывали столы со сладостями.

2 день Масленицы. Вторник — «заигрыши»

С утра во второй день Масляной недели девицы приглашались кататься на санках и поесть блины. Малыши катались на ледянках на старых телячьих шкурах целыми компаниями. По традиции, а этот день устраивали смотрины невест.

3 день Масленицы. Среда — «лакомка»

В третий день Масленичной недели все ели блины и другие вкусные блюда. Их нужно было наесться от души. В среду тещи приглашают зятьев на блины.

4 день Масленицы. Четверг — «разгул»

В этот день празднование набирало полную силу. Люди катались с ледяных гор, качались на каруселях и качелях, ездили в расписных санях, запряженных лошадьми. Молодоженов сажали на сани и спускали с горы, при этом они должны были целоваться при всех. В этот же день Масленицы мужчины выходили на кулачные бои. Молодые люди брали штурмом снежные крепости, разводили костры и прыгали через огонь. Ряженые ходили по домам, поздравляли хозяев с праздником, а хозяева кормили гостей блинами.

5 день Масленицы. Пятница — тещины вечерки — гостевой день

В пятый день Масленичной недели зятья должны угощать любимых тещ блинами. К обеду в этот день зовутся и другие родственники.

6 день Масленицы. Суббота – «золовкины посиделки»

В субботу отмечаются проводы постаревшей Масленицы. В этот день молодая невестка должна позвать к себе родных. Вечером сжигается чучело Масленицы. Все гуляют угощаются.

Масленица - это праздник который еще называется как масленичкая (сырная) неделя.

По Церковному Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц.

Наверное один из смыслов праздника в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года, конец жизни (зима всегда была аллегорией старости) - и одновременно сливается в бесконечность - все возрождается к новому движению.

В образе Масленицы "Переломной" заключены конец и начало года, конец одного и начало другого этапа жизни людей, тесно связано с природой, ее законами.

Русский народ называл встречу весны - встречей Масленицы, изгнание зимы - сожжением Масленицы или её проводами.

В старину эта неделя перед Великим постом была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. В древности масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так, что после этого, праздник приобрел своё новое "расписание". Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

Понедельник - "встреча"

Понедельник - встреча, закликания весны.

В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.

Вторник - "заигрыш"

Вторник - заигрыши, появлялись скоморохи и гусляры.

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда - "лакомка", "разгул", "перелом"

Среда - активное блиноедение, хождение в гости.

Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг - "разгуляй-четверток", "широкий";

Четверг - "запивание" блинов, кулачные бои.

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Пятница - "тёщины вечера", "тёщины вечорки"

Пятница - штурм зимнего городка (крепости Марены)

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота - "золовкины посиделки", "проводы"

Субота - посиделки

Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").

Воскресенье - "прощённый день"

Воскресение - проводы, сожжение Масленицы - Марены, прощение обид, нанесенных друг другу за время праздника.

В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".