Из чего состоял женский ногайский костюм. Ногайцы: национальность, история, традиции и обычаи. Язык и культура

Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 99. На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности" Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89 (рис.4).

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 - 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая - на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 120. Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" Там же - стр. 124. В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

Ногайская национальная одежда


Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,культурных связях, географии расселения народа.Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.


Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.


Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.


Кусак – серебрянный женский пояс Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения


Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)


Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къыспа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, - нередко традиционную одежду.

В XIX веке существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и другие песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развиты народная медицина и ветеринария. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы.

Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетала в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана – и национальных костюмов горцев Кавказа.

Ногайская мужская одежда XIX-начала XX в. в основном имела единый покрой на всей территории расселения этого народа/ Природная среда диктовала свои требования к одежде, изготовлявшейся в основном из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Для анализа традиционной одежды определенный интерес представляют исторические свидетельства исследователей рассматриваемого периода.

Полный комплекс одежды ногайца середины XIX в., по описанию одного из первых исследователей ногайской культуры А. Архипова, выглядит так: «Люди богатого и посредственного состояния надевают обыкновенно сверх белья бешмет или архалук (къаптал) желто-полосатого, зеленого или синего цвета, а в холодное время года шубы (тон-шуга), крытые синим или черным сукном и даже плисом; летом какой-нибудь халат, нередко шелковый и шелковый же бешмет стянутый ременным поясом (бельбеу), чаще кушаком с привешенным к нему ножиком (пшяк) в черных или красных ножнах. Синие нанковые демекитоновые штаны (стан), баранья шапка (боьрк) с круглою верхушкой, крытою сукном, иногда под него аракчин или ермолка, шитая мишурою, черные сафьяновые чулки, а на них черные или красные сафьянные с толстыми подошвами и увесистыми подошвами башмаки (башмак)… Вот общий характерный костюм ногайцев… Некоторые из молодых людей носят черкески или чекмени из белого и желтого сукна домашнего изделия, без газырей и даже порой С газырями на груди…» (Этнографический очерк ногайцев и туркмен. «Кавказский календарь на 1859». Тифлис, 1858. С. 353).

Нательной одеждой у мужчин была туникообразного покроя рубаха — коьлек и штаны — шалбыр, ыстан, относящиеся к типу «штанов с широким шагом», весьма распространенные в прошлом у многих других народов. Поскольку они были достаточно широкими у пояса, затягивавшегося на шнур из самодельной тесьмы, на них уходило довольно много ткани.

Своеобразны короткие овчинные штаны ногайцев — тери-шалбыр, обшитые снизу кожей. Крой их был схож с тканевыми.

Верхняя одежда мужчин была разнообразней. Кроме бешмета и черкески она состояла из шубы, иногда безрукавки, бурки и т.д.

Безрукавная куртка — къыспа, куьрте тон — была сходна с татарским и башкирским камзолом. Она выполняла функцию рабочей одежды и шилась из овчин мехом внутрь, хотя изредка могла изготавливаться из тканей.

Одним из основных элементов одежды ногайцев был весьма популярный на всем Северном Кавказе бешмет – къаптал, который носили поверх рубахи практически круглый год. Нельзя не отметить относительное разнообразие используемых тканей — как домашнего изготовления, так и покупных — ластика, сатина, шерсти, атласа, шелка. Зимний вариант такого бешмета шили стеганным на вате или шерсти. Оригинальной деталью ногайского бешмета, отличавшей его от бешметов горцев Северного Кавказа, были его откидные (ниже локтя) рукава. Кроме того, в манере ношения его — «почти всегда нараспашку» (Малявкин Г. Караногайцы.

«Терский сборник», вып. 3, кн. 2, 1893. С. 149) — проявлялась, по-видимому, старая традиция ношения халатов.

При изготовлении бешмета мастерицы использовали самые разнообразные варианты отделки. Это и фигурная строчка, украшавшая его и мелкие тесемные шелковые пуговицы и петли, и тонкий шнур, которым обшивали края бешмета. Кроме того, в более ранний период по свидетельству ДубРовина, спинки бешметов декорировались четырехугольной нашивкой на «из красного или черного сукна или сафьяна, иногда обшитых серебряным галуном» (история войны и владычества русских на

Кавказе. Т.1, кн. 1. СПб, 1871. С. 267). Нашивка эта имела, по-видимому, сакральное значение. Судя по тому, что аналогичные нашивки бытовали у некоторых народов Средней Азии и Казахстана, обычай их ношения связан с религиозными верованиями кочевников.

Черкеска — шепкен, шогъа — была распространена у ногайцев, как и повсеместно на Северном Кавказе. Черкеску глубокого синего, черного или серого цвета из домотканого сукна, реже из ценной верблюжьей шерсти оживляла в нарядном ее варианте яркая контрастная подкладка широких длинных рукавов, отворачиваемых для удобства и красоты. Так же в основном декоративное нежели утилитарное назначение имел вариант оформления низа рукавов черкески небольшим разрезом с застежкой из самодельной черной тесьмы.

Композиционным центром и главным достоинством черкески, особенно выходной, служили ее нагрудная часть и пояс, украшенные газырницами и ременным поясом. Еще одна интересная деталь — особая плетенка, скреплявшая разрезы длинных пол черкески, не позволяя им расходиться при ходьбе.

С.Ш. Гаджиева отмечает, что и бешмет, и черкеска ногайцев в XIX и даже XX в. «была сходна с одеждой всех народов Северного Кавказа, но в то же время сохраняла ряд существенных отличий, которые сближали ее с костюмом других тюркоязычных народов» (Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. М., 1976. С. 106).

В начале XX века у ногайцев, так же как и у соседних народов, традиционную нательную рубаху и бешмет все чаще стала заменять так называемая «кавказская

Шуба-тон — шилась мехом внутрь из шкур молодых барашков или — состоятельными людьми — из каракульчи и мерлушки, крытых дорогой тканью. Для того чтобы шубы меньше изнашивались низ рукавов, полы и подол обычно отделывались окантовкой из черной ткани. Другой вид шуб, пополнившийся в обиходе ногайцев позже, имел усложненный крой с расширяющимися книзу клиньями, а в качестве отделки по борту и низу шубы нашивалась узкая полоска меха.

Оригинальным локальным видом одежды была войлочная куртка без начеса, прекрасно защищавшая кочевников-скотоводов в ненастную погоду. Сведения о ней, которые мы находим у А. Павлова, хотя и отрывочны, все же позволяют прийти к заключению, что это была одежда свободного покроя типа куртки с капюшоном (О ногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 46).

Бурка — ябыншы, ямышы — необходимая принадлежность костюма кочевника. Здесь, как и на всем Северном Кавказе, бытовали бурки двух видов: колоколообразные, поменьше размером, без начеса, и большие, черные, с начесом. Представляет интерес особая отделка – богатые ногайцы вырез горловины и края до талии обшивали шнуром и золотым позументом. У горловины делали специальные нашивки из сафьяна в форме треугольника или полукруга, через которые продевались тонкие ремешки для застежки.

Пояс из ткани – кушак, бытовавший наряду с ременным в середине XIX в., хотя и был достаточно живописной деталью одежды — нарядные кушаки шились из красного, желтого, зеленого и синего шелка — имел вполне утилитарное назначение. К нему в виде брелоков крепили нож, сумочку, кисет, трубку, веревку и другие мелочи, необходимые в поле.

Рукавицы — кьолкъап — шили из овчины и сукна. Нарядные рукавицы искусные мастерицы украшали вышивкой, аппликацией, оторачивали у кисти хорошим мехом.

Что касается головных уборов, то они были представлены достаточно разнообразно. Ногайцы пользовались тюбетейками, меховыми шапками, войлочными шляпами, башлыками и т.д. Все традиционные мужские головные уборы изготавливались из меха, ткани и войлока, описания их можно найти у А. Олеария, Г. Ананьева, А. Архипова, С. Фарфоровского, С. Гаджиевой.

Женская одежда ногайцев отличалась от мужской сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчиая часть старинной национальной одежды, сохранившая больше древних черт, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В основе своей однотипный для всех районов женский костюм, тем не менее, имел и локальные особенности. Гаджиева считает, что эти «различия в костюме отдельных этнических подразделений объясняются как местными условиями, так и чересполосным расселением ногайцев, т.е. отсутствием единой этнической территории, историческим разделением народа на ряд территориально обособленных групп, что вело к воздействию на культуру каждой отдельной этнографической группы ногайцев, культур соседних с ними народов» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 125).

Нельзя не заметить сходство покроя между традиционной женской и мужской одеждой, оно было отмечено некоторыми авторами еще в первой половине XIX в. (Павлов А. Указ. соч. С. 46).

Характеризуя ногайскую женскую одежду середины XIX в., А. Архипов писал: «Костюмы женщин так же незатейливы как и мужчин; в обыкновенное время — красная или желтая рубаха, туфли, полосатые шальвары, а на голове белое покрывало, всегда откинутое назад. Сверх рубахи надевают также цветной женский бешмет — зеленый или красный, другие — кафтан из красного сукна, принадлежащего к числу лучших нарядов. Богатые женщины носят такого же цвета и покроя одежду, но чаще из канауса и других шелковых материй… Отличительный головной убор замужних женщин заключается в небольшом платке, повязываемом вокруг головы; сверх него накидывается тастар, опускающийся почти до пяток, девушки вместо того носят до замужества меховые или стеганые шапочки с круглыми, почти всегда из красного сукна, верхушками, обшиваемые накрест тесемками из кованого серебра, что весьма красиво на гладкопричесанных и смолью блестящих азиатских волосах» (Этнографический очерк…, С. 354-355).

Это довольно живое, колоритное описание костюма позволяет составить представление о нем, как о ярком цветовом ансамбле. Действительно, «молодые женщины шили одежду из тканей ярких расцветок, в большинстве случаев гладких, а иногда и с цветным рисунком, различными узорами» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 126). Спокойные, темные тона в одежде предпочитали женщины старшего возрасту.

Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов ыстан и рубахи коъйлек.

Рубаха туникообразной формы одновременно являлась и платьем. Широкая, длиной до пят, отделанная контрастного цвета кантом, она шилась из разнообразных по расцветке и качеству тканей – из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти. На одну такую рубаху-платье уходило порядка 6-7 м ткани, поэтому качество последней зависело от благосостояния семьи.

Основным видом верхней распашной одежды являлся бешмет — къаптал, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северокавказским женским кафтанчиком.

Прилегающий в талии, с прямым вертикальным разрезом и вставными клиньями, расширяющимися от талии, он подчеркивал стройность женской фигуры.

Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки наподобие откидных рукавов некоторых видов платьев кавказских женщин (кумычек, абхазок, азербайджанок и др.). Разрез этот отделывали красивой яркой тканью, так как во время работы рукава подворачивались, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку украшала горизонтальная строчка-стежка, как и весь бешмет, который шили на подкладке из пестрого ситца. Зимние бешметы, особенно для женщин старшего возраста, подбивали ватой или шерстью, а рельефная строчка, «утопленная» в такой мягкой прокладке, подчеркивала объемность выстеганного орнамента. Более затейливая фигурная строчка покрывала бешметы молодых женщин, девушек и детей. Спинку лифа простегивали мелкими квадратиками или вертикальными линиями, остальную часть — частой строчкой, причем, стан — вертикальными линиями, рукава до локтя — горизонтальными или же елочкой. Ворот,

края бортов», полы, низ подола, боковые разрезы — все кроме откидной части рукавов — покрывали волнистыми или ровными линиями. Благодаря этому рельефному рисунку, придававшему ткани дополнительную светофактурность, каждый бешмет был неповторим и наполнен внутренней динамикой.

Бешметы шили из разных, обычно плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек были очень красивы. Их отличали не только лучшие сорта тканей ярких цветов — красного, малинового, зеленого и желтого, но и богатая вышивка из галуна и ажурной стежки. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными металлическими украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом.

Другим видом верхней распашной одежды, была безрукавка — дженгсиз куърте (у караногайцев), къыспа (у терско-сулакских ногайцев). Она не имела такого широкого бытования, как бешмет, обычно ее носили женщины преклонного возраста и дети. Покрой таких безрукавок мало отличался от мужских.

Выше мы уже отмечали, что женская одежда ногайцев имела и локальные особенности. Так, ногайки кумыкской равнины в качестве верхней одежды в основном носили, так же как и соседние кумычки, надеваемые поверх рубахи длинные распашные платья — къабалай, къаптал, полша, реже длинные платья-рубахи с отрезной талией — коълек къаптал.

Выделяется нарядный костюм кубанских ногаек, сходный как по покрою, так и отделке с костюмом черкешенок, кабардинок и других женщин северо-западного Кавказа. Этот живописный костюмный ансамбль состоял из длинной туникообразной рубахи коьйлек, чаще красного или фиолетового цвета, короткого кафтанчика зыбын и длинного распашного платья — шыба. Зыбын хотя и напоминал по покрою ногайский женский бешмет, но был короче, плотно облегал фигуру, имел узкие рукава и воротник-стойку. Грудь его украшали десять и более пар серебряных застежек ювелирной работы, полы и рукава — золотая вышивка или аппликация, также кафтанчик отделывали галуном.

К нарядному платью ногайки Кубани, подобно кабардинкам и черкешенкам, довольно часто прикрепляли ниже плеча длинные (до 30 см) нарукавные подвески — къапашыкъ. Подвески эти шили из той же ткани, что и платье (чаще из шелка и бархата), на подкладке, богато украшались золотым шитьем и обрамлялись гаруном. Все это великолепие, как драгоценная оправа, украшало его обладательницу, каждый наряд был уникален.

Меховые женские шубки - тон, куьрте тон — не имели широкого распространения, хотя в более ранний период встречались достаточно часто. Шили их из подстриженных овчин — тери тон, из мерлушек - эльтир гон, коьрпе тон — мехом внутрь. Фасон шуб был един и напоминал бешмет, при этом их делали и крытыми, и нагольными.

Шуба, особенно из шкурок ягнят, была показателем большого достатка.

Пояса поверх одежды – къусакъ белбав, явлыкъ- ногайки носили в основном трех видов: кожаные, тканые и пояса-платки.

Кожаный пояс из широкой полосы красного или черного сафьяна с массивной серебряной пряжкой носили поверх бешмета. Богатые женщины носили и пояса сделанные целиком из серебра.

Традиционные головные уборы ногаек удивительно разнообразные и самобытные, подробно рассмотрены С. Гаджиевой в ее фундаментальном исследовании «Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.», объем же данной статьи позволяет нам коснуться лишь наиболее интересных деталей. Они больше чем мужские сохранили старые традиционные черты и возрастные различия, хотя и подвергались с течением времени определенной унификации. Условно их можно разбить на три группы: уборы типа шапок, типа мешочков и типа платков.

Меховую шапку боьрк очевидно имел в виду С. Фарфоровский, когда писал: «Оригинальны их головные уборы. Высокая суконная шапка спереди обшивается кундузом, т. е. мехом речной выдры. Верх шапки делается из сукна красного цвета» (Народное образование у ногайцев Северного Кавказа в связи с их современным бытом. ЖМНП, 1909, ч. 24, № 12, С. 203).

Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей (бархата, сукна, вельвета) и галунов: тюбетейка — такъыя — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк - головной убор невесты или молодухи. Теке боьрк украшали богатой золотой или серебряной вышивкой с зооморфными мотивами, по нижнему краю шапочки нашивали украшения из серебра и кораллов.

Шуткъу — головной убор ногаек Терско-Сулакской низменности в виде мешочка, в который сперва опускали косы, а затем, как чепец, надевали на голову, ничем не отличался от «чуткьу» кумычек и, несомненно, был заимствован у последних. Поверх шуткъу вне дома обязательно надевали платок.

Большие платки — явлыкъ, тастар — были наиболее распространенными видами верхних головных уборов ногайских женщин всех этнических подразделений и возрастов.

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 – 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая – на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

4. Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" . Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" . В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

5. Свадебные обряды

"У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел от имущественного положения семьи" .

Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.

Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, то больше не покидала своей повозки до замужества.

"Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)" .

Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товаро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств невесты.

Сверх калыма жених так же должен платить махар - определенную сумму денег.

"Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап – сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали. Исключение иногда делали для вдовы" .

Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или отрицательный ответ.

Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).

Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.

Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала на большую свадьбу.

Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении планеты сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца невесты.

6. Обряды, связанные с рождением ребенка

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" .

В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" .

Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца – "тунгъош".

Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.